Главная Услуги Ансамбль "Колос" Александр Южный
Тест ПТЭ электроуст. ПТБ электроуст. Анекдоты
Тихорецк-инфо

Ансамбль песни и танца "Колос"

Формы возрождения традиционной музыкальной культуры на Кубани в 70-е годы ХХ века | Участники ансамбля | Выступления | Репертуар | Народные музыкальные коллективы Тихорецкого района | История и творческая деятельность

История и творческая деятельность
ансамбля песни и танца "Колос"

История возникновения станицы Новорождественской.
Организация ансамбля "Колос" и роль руководителей в его создании.
Н.Г. Барышпольский - методы работы с хором и принципы формирования репертуара.
Концертная деятельность ансамбля
Работа ансамбля "Колос" на современном этапе. Перспективы развития.

История возникновения станицы Новорождественской.

Станица Новорождественская основана в 1797 году. Название объясняется тем, что первоначально наибольшее количество государственных крестьян-переселенцев прибыло сюда из слободы Рождественской Воронежской губернии и, в память о своей родине, назвали своё новое поселение Новорождественским. В 1848 году данное селение было перечислено вместе с землёй в бывшее Кавказское линейное казачье войско и наименовано станицей Новорождественской, а жители её причислены к казачьему сословию. В 1860 году она в составе шести бригад была причислена к Кубанскому казачьему войску, а с 1870 года - поступила в Ейский уезд - так сказано в "Кубанском сборнике" том 1 за 1883 год.

Землю эту облюбовали для заселения первые переселенцы из российской глубинки - Каплины, Шаровы, Гридины, Сивцевы, Шуплиновы, Андросовы, Фроловы. Эти фамилии сохраняются в станице и сегодня в лице потомков тех далёких первопроходцев, которые положили начало основанию её более 200 лет тому назад.

Местом основания станицы переселенцы выбрали излучину реки Челбас. Название реки в переводе с татарского означает "ковш воды". Исток реки Челбас (так называется она с 1804 года) находится вблизи станицы Темижбекской, примерно в четырёх километрах от реки Кубань. Не доходя до Азовского моря, река Челбас образует ряд небольших лиманов. Длина реки 288 км. Притоки: речки Борисовка, Тихонькая и Средний Челбас. В долине реки Челбас расположены населённые пункты: Архангельская, Старолеушковская, Крыловская, Каневская.

Станица Новорождественская и прилегающие к ней хутора входили с 1848 года в состав первого, а с 1860 года - 13-го Кавказского казачьего батальона первой бригады Кавказского линейного казачьего войска. В этот же батальон поставляли казаков станицы Тихорецкая (ныне Фастовецкая), Терновская, Новопрокровская. Каждая станица составляла роту.

На момент основания были здесь: церковь, 38 десятин земли, 662 дороги, мужская школа, 14 лавок, 4 водяных и 24 ветряных мельницы. Каждое лето с 1 по 20 июля обязательно проводилась ярмарка.

За два века жизни станицы произошло много событий. О них рассказывают экспонаты местного музея. В корне изменили жизнь революция 1917 года, Гражданская и потом Отечественная войны.

Особенно значительные успехи в экономической и социальной жизни люди почувствовали в 70 годы ХХ века. Станица возрождалась, менялись и люди. Многие её жители прославили свой отчий край на всю Россию. Это писатель Аркадий Первенцев, конструктор Дмитрий Козлов, учёные Евгений Корнейчук, Борис Марцоха, Сергей Семёнов, Александр Пестов, Владимир Семёнов. Героями вернулись с Великой Отечественной войны Георгий Алексеевич Бочарников и Пётр Никифорович Каноныхин. Много судеб людских прославили станицу Новорождественскую в истории края и всей России. Но не только отдельные личности принесли славу станице. Сюда можно отнести и целый коллектив - ансамбль песни и танца "Колос".

Организация ансамбля "Колос" и роль руководителей в его создании.

Большую роль в создании коллектива ансамбля "Колос" сыграл председатель колхоза им. Ленина Макар Терентьевич Дралов. Выступив инициатором строительства нового Дома культуры станицы, он большое внимание уделял созданию ансамбля. Участников для этого коллектива председатель колхоза собирал, можно сказать, по всей стране. Очень активное участие в этом принял Василий Титаренко, первый руководитель коллектива. Об этом говорят устные свидетельства первых участников ансамбля: Л.А. Леонтьевой, Н.М. Драловой, С.И. Летучей, А.М. Летучего и других. Интересно об этом вспоминает Л.А. Леонтьева: "Мы с Урала. Занимались там с мужем в самодеятельности - он танцевал, а я пела. Приехал к нам Василий Титаренко, пригласил нас на Кубань. В это время у нас было достаточно голодно. Вот он и пообещал, что на Кубани есть всё, кроме селёдки. Заинтригованные, мы и приехали. И действительно, спасибо Макару Терентьевичу, и жильё сразу дали, и продукты по льготным ценам в колхозе выписали. Также с Урала попала сюда и Надя Комова".

Из города Каменска Ростовской области приехала Светлана Ивановна Пурыгина, ставшая здесь Летучей. Из Свердловска приехали супруги Галина и Юрий Иншаковы, Н. Гурецкий, Т. Конькова, Н. Жабченко - тоже с Урала, В. Лужко - из города Горького, А. Емельянов из Краснодара. Пришли в ансамбль и местные жители: Вера Албанова, Владимир Метегин, Тамара Рыбак, Валерий и Светлана Буздыхановы. Так весной 1965 года собрался танцевальный коллектив, которым руководил Василий Титаренко.

Таким образом, история создания ансамбля "Колос" иллюстрирует принцип сборности, который характерен для сценического ансамбля, что подчёркивает необязательность местного происхождения коллектива.

В апреле 1966 года состоялось первое выступление коллектива. Когда же пришли заказанные М.Т. Драловым в Москве чудесные костюмы, выступление ансамбля превратилось в истинный праздник. Ещё и сегодня помнят ветераны "Колоса" те первые костюмы - они хранятся в костюмерной как дорогая память. В восприятии станичников эти костюмы были просто великолепными, так как в то время люди были добрее, отзывчивее, прекраснее и подобный взрыв инициативы, как создание ансамбля и постройка нового Дома культуры, воспринималось с восторгом, радостью и благодарностью.

Выше уже отмечалось, какую огромную роль играет для народно-хорового коллектива его руководитель. Хору "Колос" очень повезло в этом плане, так как свои художественные идеи реализовало большое количество очень талантливых людей, замечательных музыкантов.

Во многом судьбу "Колоса" определили его руководители. Очень активное участие в его деятельности принимал председатель колхоза. Макара Терентьевича и по сей день вспоминают добрым словом за то, что он был досуж до всех забот ансамбля, находил свободную минутку заглянуть и на репетицию.

Большой вклад в создание "Колоса" внёс и Василий Титаренко, который собирал коллектив по всей стране. Его сменил Шумов Георгий Иванович, благодаря творческой работе которого ансамбль получил звание "народного" в 1967 году. Уже тогда при танцевальном коллективе существовала вокальная группа, которой руководил Виктор Круковский. После Г.И. Шумова некоторое время с танцевальной группой работал Иван Петрович Помников. Затем хормейстером "Колоса" становится Илья Антонович Петрусенко, автор многих песен о Кубани и её тружениках (в то время он был репетитором Кубанского казачьего хора), а балетмейстером - Семён Аркадьевич Книжников, заслуженный артист РСФСР, ученик Игоря Моисеева. В последнее время, более 20-ти лет работал с хором Николай Георгиевич Барышпольский, а балетмейстером была Надежда Петровна Комова.

Н.Г. Барышпольский - методы работы с хором и принципы формирования репертуара.

Николай Георгиевич, талантливейший музыкант, композитор (ученик Г. Плотниченко), обладал абсолютным гармоническим слухом. Он никогда не записывал партитуры. Приходил на репетиции всегда со свежими идеями. Очень своеобразно разучивал песни: "раздавал" партии с голоса, так как участники коллектива были в основном без музыкального образования. Причём партитуру он выстраивал в голове тут же, сходу, закрыв глаза, и потом уже мог не менять её, то есть в голове у него она уже была "написана начисто". Буквально 15 - 20 минут пения по партиям - и песня готова. Выученные уже песни он любил слушать из коридора. Уходя, он говорил: "Вы тут попойте без меня…". Но когда он возвращался, то обязательно делал замечания и отдельным участникам, и солистам, и баянисту (или аккомпанирующей группе). Партитуры Н.Г. Барышпольский составлял именно для данного состава хора, при этом обязательно учитывалась тесситура голосов. Мелодическую линию каждого голоса он "выводил" таким образом, чтобы она легко запоминалась и пелась. Коллектив очень любил своего руководителя. И хотя он был мягким по характеру человеком, но всё же, как организатор мог добиться гастрольных поездок и по стране и за рубежом. А поездок у коллектива было очень много.

Работа в плане выбора репертуара велась по нескольким направлениям:

1. Хоровые обработки народных казачьих песен. Среди обработок народных песен можно назвать песни, записанные в станицах Тихорецкого района. Например в станице Фастовецкой записаны песни "Ой, кумушки-голубушки, подружки мои", "Копав, копав крыныченьку" (от Павла Михайловича Бондаря), в станице Новорождественской записаны "Трава моя, трава", "На прекрасном месте", в селе Белая Глина записаны "Белоглинские страдания", в городе Тихорецке записаны "Садом, садом, кумасэнька", "Варэнички" (от Александра Пархунова).

2. Песни кубанских композиторов. В репертуаре хора много песен современных кубанских композиторов: В. Захарченко, Г. Пономаренко, Г. Плотниченко, В. Пономарёва. Специально для хора "Колос" были написаны песни Ильёй Петрусенко в содружестве с Иваном Вараввой. Интересна история создания песни "Золотистый-золотой", которую рассказывает И. Петрусенко: "В 70-е годы для участников хоровой группы ансамбля песни и танца "Колос" Тихорецкого района с поэтом Владимиром Калининым мы написали задорную песню "Золотистый-золотой". Думали, что прозвучит она в одной из телевизионных передач, да и всё. Нет! Песня вошла в репертуар многих коллективов и отдельных исполнителей".

3. Песни так называемого литературного происхождения.
Из наиболее полюбившихся участникам хора песен можно назвать песни, так называемого, литературного происхождения. Например, песня "Поехал казак на чужбину далёко" написана в 1862 году на слова Е.П. Гребёнки (1812 - 1848 г.г.) композитором А.А. Алябьевым (Е.П. Гребёнка - автор стихов "Очи чёрные", "Молода ещё девица я была…" - в основе известного ныне напева лежит музыка А.М. Ларме, в устном бытовании подверглась переработке и стала песней "Помню я ещё молодушкой была"). Очень любимы хором "Узник" на стихи А.С. Пушкина, "В полном разгаре страда деревенская" на стихи Н.А. Некрасова.

4. Песни, созданные в коллективе.
Много песен и обработок для хора написано Н.Г. Барышпольским. Многие из них до сих пор звучать в репертуаре хора и продолжают волновать и радовать слушателей. Это песни на собственные стихи: "Тихорецкая наша земля", "Песня о Геленджике", "Тихорецкий мясокомбинат". Песни на стихи современных поэтов: "Песня о родной станице" на слова В. Метелина, "Цвети, Кубань" на слова С. Хохлова, "За станицей утром ранним" на слова В. Чуприны, обработки песен для хора: "То не пыль в поле, братцы, курится", "Батька атаман", "Шёл отряд степной станицей", "Йихав, йихав козак мистом", "Посылала бабусэнька" и другие.

Несмотря на обширный репертуар, исполняемый хором, всё же есть факт недооценки значимости местных народных песен. Об этом очень сожалеет солист ансамбля Павел Городецкий: "Как-то давно напела мне песню моя мать, Варвара Яковлевна (1915 г. р.). Тогда я ей значения не придал, как-то не нужно было. А вот сейчас бы её ещё раз услышать…. Но мелодию забыл, а из слов помню только четверостишие:

                        И снег будет, и мороз будет,
                        А где наши казаки ночевать будут?
                        Под бурками, под черкесками, 
                        С молодыми казачками тихорецкими.    

Песня значимая, а ушла как вода в песок…".

Концертная деятельность ансамбля

Год "золотого" юбилея Союза ССР в Краснодарском крае и во всей стране был годом нового подъёма народного творчества. Значительным культурным событием стал Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности, посвящённый 50-летию образования СССР. По итогам краевого смотра, в котором принимали участие многие районы Краснодарского края: Кавказский, Темрюкский, Каневской, Кореновский, Тихорецкий, Брюховецкий и другие. Тихорецкому району присуждено переходящее Красное знамя Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся, крайпрофсожа и крайкома ВЛКСМ.

За годы своей деятельности коллектив завоевал популярность не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Неоднократно с творчеством его самодеятельных артистов знакомились москвичи и труженики Дона, Ставрополья и Украины. Ансамбль "Колос" Лауреат многих всесоюзных, всероссийских конкурсов и фестивалей, неоднократный участник показа советского самодеятельного творчества за рубежом.

Осенью 1970 года "Колос" представлял Кубань на проводимых Днях Советской культуры в Чехословакии. В те дни ансамбль выступал на одних сценических подмостках с ведущими артистами Малого театра, Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, Государственным ансамблем танца СССР. Кстати, незадолго до этого в Тихорецком районе гостил хоровой коллектив словацкого ансамбля песни и танца "Лучница". Он побывал во многих хозяйствах, дал несколько замечательных концертов. Об этой поездке "Колоса" в местной газете "Ленинский путь" от 1 января 1971 года в статье "Колос" за Карпатами" было написано: "Каждый из 52 участников и руководителей ансамбля думал в те часы одну и ту же думу "Сумеем ли мы, простые колхозники, быть достойными представителями своей Родины в дружественном социалистическом государстве?". За две недели в городах ЧССР коллектив выступил с концертами 14 раз, его программу смотрели свыше 10 тысяч зрителей.

В 1972 году в составе делегации ЦК ВЛКСМ "Колос" посетил Венгерскую народную республику с концертами, где был награждён медалью Союза молодёжи Венгрии. Участники ансамбля были приняты в городской ратуши города Будапешта. 1979 и 1988 годы - Болгария - участие в фольклорном фестивале.

1985 год - Югославия. Об этой поездке вспоминает солист ансамбля Павел Городецкий: "Поездка была очень насыщенная. Проехали всю страну до Адриатического моря. Посетили Сербию, Черногорию, Хорватию. Каждый день переезжали из города в город, почти в каждом давали концерт. Побывали в 12 городах и дали 10 концертов. Особенно запомнился концерт в старой крепости в одном из монастырей, когда хор стоял вокруг колодца. В этом колодце во время осады брали воду. А акустика такая, что не каждый профессиональный коллектив отважится там петь - слышно каждого человека, любую фальш…. Через Сараево, где проходила олимпиада, поднялись в Белград, а уже оттуда - домой. Группу в 34 человека сопровождал Балдинов Николай Андреевич. Сейчас он председатель Законодательного собрания РФ и недавно за заслуги перед Кубанью ему вручили награду - орден Петра I".

Ансамбль, лауреат международного фестиваля "Алаверды-88" в Армянской ССР, побывал с гастрольными поездками в Грузии, Украине, Ставропольском крае и Ростовской области, обладатель золотых и серебряных медалей ВДНХ СССР. Концертные программы ансамбля были записаны на Краснодарском и Всесоюзном радио и телевидении. Всесоюзная фирма грампластинок "Мелодия" выпустила диск долгоиграющей пластинки с записями казачьих песен в исполнении хоровой группы ансамбля.

Сохранилось много свидетельств всеобщего признания таланта самодеятельных артистов. Вот так отзывался в те годы о них Вано Мурадели, известный композитор, член жюри зонального фестиваля, проходившего в Ростове: "По выступлениям кубанцев чувствуется, что сюда приехали лучшие коллективы, хорошо подготовленные. Что касается тихоречан в постановке "Вокруг гармони", то её надо рассматривать как серьёзное достижение".

А. Пальков, рабочий завода "Красный моряк": "Сегодня кубанцы превзошли мои ожидания. Запомнятся мне надолго сюита "Коробейники", "Кубанская сюита", шуточный танец "Кумушки" и танец "Вокруг гармони".

А вот оценка творчества коллектива, прозвучавшая со сцены Новорождественского Дома культуры в день, когда чествовали ансамбль "Колос" как юбиляра (25 лет) и где был он не как всегда - исполнителем. Заместитель директора краевого научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительной работы В.Н. Бураев, вручая коллективу множество приветственных адресов и Почётных грамот, сказал те слова, которые были лучшей наградой именинникам. "Узнав о том, что я еду поздравлять ансамбль "Колос", руководитель Кубанского казачьего хора В.Г. Захарченко передал вам искренний привет и самые лучшие пожелания. Он следит за вашим творчеством и ценит его высоко. А Григорий Пономаренко просил передать вам, что он с радостью доверит коллективу любую из своих песен, ведь у ансамбля есть и своё лицо, и профессионализм, и любовь к искусству, щедрая и верная".

Хочется привести ещё одно высказывание о творчестве коллектива. Как-то на одной из репетиций хора присутствовал представитель Государственного комитета по телевидению и радиовещанию ("Колос" собирался в Москву для записи на радио). Едва смолкли слова последней из 20 песен программы, отпетой на одном дыхании, гость из Москвы в наступившей вдруг полной тишине приложив руку к сердцу, тихо и с чувством произнёс: "Я работаю на радио много лет, но ничего подобного никогда не слышал, а песен таких никогда не доводилось записывать". Все эти высказывания говорят о серьёзной и кропотливой творческой работе, как руководителя, так и всего коллектива.

Работа ансамбля "Колос" на современном этапе. Перспективы развития.

В настоящее время работа ансамбля продолжается по всем направлениям, намеченным ранее. Главная ценность коллектива - его люди. Хор существует не один десяток лет благодаря не только духу творчества, который царит в нём, но и благодаря людям, самозабвенно преданным искусству, народной песне. Это люди, бок о бок прожившие большую творческую жизнь с её взлётами и спадами, это люди, которые, бросая всё, спешили на каждую репетицию, которые понимали и поддерживали друг друга в любых жизненных ситуациях. Хор - это вторая семья, которой они отдавали себя без остатка. Менялись руководители, менялись участники хора, но был всё время один стержень, один "костяк", как говорят в хоре. Это старожилы, можно сказать ветераны хора, такие как Валентина Степановна Седристая, Екатерина Петровна Самойлова, Вера Васильевна Сыркина. Павел Городецкий, один из солистов ансамбля, самозабвенно влюблённый в кубанскую народную песню, как творческая личность, принимает самое активное участие в жизни этого коллектива. Пришёл он в "Колос" в 1984 году и вот уже 20 лет радует зрителей своим появлением на сцене и ярким исполнением кубанских песен. Профессионализм его выступлений подтверждают многочисленные грамоты и дипломы.

Особенно тёплые слова хочется сказать о Татьяне Васильевне Липуновой, которая поёт на сцене с 1953 года. И до сих пор она радует публику своим необыкновенным голосом. После того, как она вместе с Анатолием Лизвинским запевала песню "Поехал казак на чужбину далёко" (в совместных концертах с Кубанским казачьим хором), В.Г. Захарченко захотел её взять в свой хор. Но её уже тогда был 40 лет, а в этом году исполнится 67. Татьяна Васильевна обладает не только прекрасным голосом, но и душой. Более отзывчивого и хлебосольного человека, чем она, пожалуй, трудно найти. Не даром хористы её ласково называют "Мать", это действительно мать нашего хора. Кстати, она была первой исполнительницей песни "Варенички". Ещё хочется вспомнить Веру Филипповну Албанову - одну из лучших исполнительниц народной песни на Кубани. Неоднократный лауреат краевых конкурсов, смотров и фестивалей она с большим мастерством исполняла кубанскую песню. Отдельной пластинкой были выпущены записи её ярких задорных песен, припевок, частушек. И хотя её уже нет среди нас, но память о ней жива в народе, и часто в разговорах упоминается имя Албановой с добротой, гордостью и грустью.

И что ни человек в этом коллективе, то судьба, что ни участник - то песня или танец. В том, что "Колос" восхищает зрителей своим искусством, есть немалая заслуга Надежды Петровны Комовой, балетмейстера танцевальной группы. Очень энергичная, боевая, невероятная энтузиастка, одна из добрейших и обаятельнейших преподавателей, она более 30 лет работает в станице Новорождественской, обучая детей искусству танца. Будучи участницей хора, Надежда Комова вела и танцевальный кружок. В 1980 году родился детский танцевальный ансамбль "Колосок". Повзрослевшие "Колоски" стали полноправными участниками "Колоса". Сегодня Н. Комова воспитывает уже четвёртое поколение танцоров. За её большие труды ей присвоено звание "Заслуженный работник культуры Кубани". Позанимавшись с малышами в детской музыкальной школе, "танцевальная мама" бежит в ДК к своим взрослым детям. Для Надежды Петровны они остались детьми, хотя многие уже семейные: Ирина Егорова, Женя Михнев, Вася Ушаков, Саша Комов и другие. У них свои семьи, работа, заботы, а они вечерами собираются на репетиции. Недаром о себе они могут сказать: "Мы - одна семья".

Сейчас хор обновился: в него влились новые молодые силы и на концертных площадках зрители с воодушевлением встречают полюбившийся коллектив. "Колос" продолжает активно участвовать во всех районных и краевых смотрах, конкурсах, фестивалях: "Кубанская музыкальная весна", "Золотое яблоко", "Дни славянской письменности". Ежегодно принимает участие в фестивале на открытии летнего сезона в городе Геленджике.

Как-то в статье газеты "Вольная Кубань" от 19 октября 2001 года директор Кубанского казачьего хора Арефьев Анатолий Евгеньевич сказал: "В ближайшее время мы намерены установить более тесные контакты с районами Краснодарского края в плане не только гастролей, но и взаимовыгодного культурного обмена. Не только наши фольклорные экспедиции и концертные коллективы будут приезжать в районы, но и районные ансамбли и исполнители всегда желанны в нашем концертном зале. Мы также готовы оказывать методическую и организационную помощь отделам культуры и многочисленным самодеятельным коллективам Кубани. Для нас сегодня это одна из приоритетных задач, и мы хотели бы, чтобы наши контакты были ещё более тесными".

Может быть, поэтому и открылся филиал Кубанского казачьего хора в станице Фастовецкой 18 декабря 2003 года. И с этого момента ансамбль "Колос" стал районным и переместился в станицу Фастовецкую в центральный районный Дом культуры. Здесь же открылся центр кубанской казачьей песни, который неоднократно посещал В.Г. Захарченко, и где он познакомился с участниками ансамбля "Колос", которым руководит в данное время жена Н. Барышпольского Любовь Леонидовна Барышпольская.

По материалам дипломной работы художественного руководителя ансамбля песни и танца "Колос" Валентины Хижняковой

Формы возрождения традиционной музыкальной культуры на Кубани в 70-е годы ХХ века | Участники ансамбля | Выступления | Репертуар | Народные музыкальные коллективы Тихорецкого района | История и творческая деятельность
Главная Услуги Ансамбль "Колос" Александр Южный
Тест ПТЭ электроуст. ПТБ электроуст. Анекдоты
© Copyright 2017 Тихорецк-инфо. All Rights Reserved. Gennadiy Proskura
X