Главная Услуги Ансамбль "Колос" Александр Южный
Тест ПТЭ электроуст. ПТБ электроуст. Анекдоты
Тихорецк-инфо

Ансамбль песни и танца "Колос"

Формы возрождения традиционной музыкальной культуры на Кубани в 70-е годы ХХ века | Участники ансамбля | Выступления | Репертуар | Народные музыкальные коллективы Тихорецкого района | История и творческая деятельность

Формы возрождения традиционной музыкальной
культуры на Кубани в 70-е годы ХХ века

Ансамбль песни и танца "Колос" появился в 70-е годы - в период, для которого характерны первые попытки возрождения традиционной культуры Кубани. Во многих уголках Краснодарского края начинает возрождаться фольклор: создаются различные художественные коллективы, исполняющие народные песни, проводятся смотры-конкурсы фольклора Кубани. Именно в 70-е годы на Краснодарском телевидении был создан цикл программ "Сохрани песню", посвящённый кубанской народной музыке, фольклорным коллективам и талантливым исполнителям. Много передач о народных песнях Кубани прошло по краевому радио.

Уже на первых этапах этого движения за сохранение и развитие народной культуры Кубани стало очевидно, что художественные коллективы, исполняющие народные песни, не одинаковы по своему направлению. Они различаются отношением к традиционной культуре, степенью владения ею, своим местонахождением (в селе или в городе), формами творческой деятельности, социально-демографическими характеристиками участников и прочее. Вместе с тем их сближает стремление к сохранению народных культурных традиций, стремление передать их молодым поколениям. В основном, это ансамбли двух видов.

Первый вид - это аутентичный ансамбль, являющийся первоосновой фольклорного движения, его опорой. Он состоит из певцов одной местности (станицы, хутора), обычно из старожилов, которые пели и поют песни своего населённого пункта. Для участников аутентичного фольклорного ансамбля исполнение фольклора является неотъемлемой частью их бытия. Они живут непосредственно в этой культурной среде, во многом ещё сохранившей архаические черты. Для них традиционная культура - это жизнь, воспоминания о прошлом, о детстве, духовная связь между поколениями. Они очень любят свои песни, пляски, хороводы, игры, хорошо помнят и исполняют многие обычаи, обряды и ритуалы. Это духовно нравственные люди, обычно верующие. Это "соль земли". Они поют только песни дедов и прадедов и передают свою культуру другому поколению. Такой коллектив, в отдельных случаях, может обходиться без руководителя, им достаточно наличие запевалы. Деятельность таких фольклорных коллективов на Кубани всколыхнули собиратели-фольклористы, экспедиции которых возглавили В. Захарченко, Н. Бондарь и другие. В 70-е годы состоялись первые поездки по станицам и хуторам с целью записать старинные казачьи песни.

Второй вид творческих коллективов, который, параллельно аутентичному, появился и стал развиваться на Кубани в 70-е годы - это народный хор. Задачи и структура такого коллектива значительно отличаются от аутентичного фольклорного ансамбля. У народно-хоровых коллективов другая функция, они созданы для сценического выступления и, прежде всего, этим они отличаются от аутентичного ансамбля. Правда, фольклорные группы, состоящие из старожилов станиц, тоже часто выходят на сцену, при этом задачи фольклорных коллективов и просветительские, и эстетические. Главная цель - познакомить слушателя с музыкальным искусством как родной станицы, хутора, так и всей Кубани, России. Многолетний опыт коллективного пения в жизни и на сцене позволяет участникам народных хоров показать великолепную красоту этого народного искусства.

Задачи народно-хоровых коллективов - в большей степени эстетические. Своим пением участники этих коллективов стремятся доставить радость своим слушателям. При этом не так уж важно, поют они песню данной местности, либо песню, созданную композитором.

Разница в целях и задачах, которые стоят перед аутентичным фольклорным ансамблем и народным хором, обеспечивает различную структуру и организацию этих ансамблей. Так, если фольклорный коллектив включает большинство местных жителей, то состав исполнителей народного хора не требует местного происхождения. Главное здесь - природное дарование, талант.

Прообразом такого типа ансамбля явились профессиональные музыкальные коллективы, такие как Государственный академический Кубанский казачий хор, хор русской песни имени Пятницкого, Оренбургский, Волжский, Северный народные хоры и другие.

Если аутентичный ансамбль сохраняет традиции и передаёт их другому поколению, то сценический ансамбль пропагандирует народное искусство. При этом, понятие "народное искусство" нельзя замыкать только на традиционных песнях какой-то местности. Его следует понимать более широко. В конце ХХ века народное искусство включает в себя и народные песни, не имеющие автора, и композиторское творчество, и произведения, звучавшие в кинофильмах и спектаклях, и полюбившиеся народу.

Различие этих двух видов ансамблей, таким образом, видно в репертуарном отношении. Если в аутентичном ансамбле поют в основном старинные песни, то в сценическом выбор репертуара значительно шире. Это и обработки местных песен и песен из других местностей, так как благодаря СМИ можно взять в репертуар любую полюбившуюся песню. Для большинства кубанских хоров ими стали авторские песни таких композиторов, как В. Захарченко, Г. Пономаренко, Г. Плотниченко, И. Петрусенко.

Огромную роль в сценическом ансамбле играет руководитель. Если в аутентичном фольклорном ансамбле руководитель играет в большей степени организационную роль, то в сценическом народном коллективе нужен грамотный специалист, человек с образованием, чтобы он умел записывать и обрабатывать старинные песни, разучивать по нотам современные. Руководителю также нужны и организаторские способности, чтобы суметь объединить людей в единый коллектив, а также налаживать отношения с администрацией, организовывать концертные поездки, находить спонсоров и прочее. В подобных условиях сценические ансамбли более жизнеспособны, чем аутентичные.

Большие отличия имеют костюмы участников этих двух видов ансамблей. Если в аутентичном фольклорном коллективе костюм - это, по сути, традиционная одежда данной местности, то в народном хоре это сценический комплекс. Здесь, прежде всего, руководитель определяет, какой костюм взять на сцену. Правда, практика существования народных хоров показала, в большинстве случаев, отсутствие вкуса в создании костюма, а также нехватку знаний, образования в этом плане. В основном видно стремление коллективов выглядеть ярко, красиво на сцене, хотя идеалы при выборе костюма надо искать в этнографической основе данной местности, чтобы сценический костюм выглядел как можно естественней.

Таким образом, народный хор - это сценический коллектив, во многом отличающийся от аутентичного фольклорного ансамбля. Но в тоже время существуют и объединяющие моменты:

  • любовь к народной песне, понимание её художественной ценности и стремление передать её другим;
  • наличие певческого дарования даже при отсутствии музыкального образования;
  • многие участники народных хоров являются местными жителями или людьми, которые долго прожили в данном населённом пункте, поэтому они владеют и частью традиционного репертуара данной местности.

За последние годы создано огромное количество сценических коллективов, которые мало изучены и требуют привлечения большего внимания фольклористов - ведь это особая сторона народного творчества.

Из дипломной работы художественного руководителя ансамбля песни и танца Тихорецкого района "Колос" Валентины Хижняковой

Формы возрождения традиционной музыкальной культуры на Кубани в 70-е годы ХХ века | Участники ансамбля | Выступления | Репертуар | Народные музыкальные коллективы Тихорецкого района | История и творческая деятельность
Главная Услуги Ансамбль "Колос" Александр Южный
Тест ПТЭ электроуст. ПТБ электроуст. Анекдоты
© Copyright 2017 Тихорецк-инфо. All Rights Reserved. Gennadiy Proskura
X